Среднее образование в США І. Структура школьного (среднего) образования. Начальная школа (elementary school), 0/1-5 классы, в возрасте 5/6 - 10/11 лет. II. Виды школ по характеру собственности. Американские дети получают школьное (среднее) образование в общественных (государственных), частных, церковных школах и дома (домашние школы). 1. Общественные школы. В США существует более 90 тыс. общественных начальных и средних (высших) школ. В общественные школы принимают всех, без исключения, по месту жительства. На общественные школы в США расходуется около 500 млрд. дол. (около 4,5% внутреннего валового продукта страны). Общественные школы финансируются на трёх уровнях: федеральный бюджет, бюджет штата и местный бюджет. Расходы на школы на местном уровне покрываются за счёт налогов на недвижимость. Существует определенная зависимость между финансированием школы и стоимостью жилья в определенном школьном районе, а именно чем выше цены на жилье в определенном школьном районе, тем лучше финансирование школы. Если растет популярность школы, то растут цены на жилье, поскольку американцы часто выбирают место проживания в зависимости от школы. Популярность школы ведет к увеличению спроса на жилье в определенном районе, а это соответственно влияет на стоимость жилья в школьном районе. 2. Частные школы. В США существует более 30 тыс. частных начальных и средних (высших) школ. Из них 3 тыс. школ считаются элитными. Частные школы финансируются за счёт платы за обучение и пожертвований. В частные школы, в отличии от общественных школ, принимают выборочно. Частные школы не зависят от штата и школьных округов. 3. Церковные школы. Значительная часть американских детей получает образование в церковных школах. В США широко распространена система католического школьного образования. Церковные школы содержатся за счёт платы за обучение, часть средств покрывается за счёт церкви. 4. Домашнее школьное образование. Около 3% американских детей учится по школьной программе дома. Причиной домашнего обучения являются религиозные и моральные убеждения родителей. Иногда родители создают своеобразные домашние школы, в которых родители распределяют между собой преподавания предметов. Уровень академической успеваемости домашнего обучения проверяется соответствующими органами власти в большинстве штатов. III. Государство и система управления школьным (средним) образованием. Общественная (государственная) школа, как правило, относится к определенному школьному округу. В США насчитывается 14 тыс. школьных округов. Школьный округ, как правило, совпадает с границами определенной административной единицы. Школьный округ может объединять и 1 млн. учащихся (Нью-Йорк), и несколько сот учеников. Округ может иметь одну, несколько, десятки и даже сотни школ. В учебном округе часто создают одну или несколько школ-магнитов. Школы-магниты являются школами для одаренных детей, такие школы имеют определенную специализацию. Во главе школьного округа стоит школьный совет. Школьный совет решает вопросы финансового, административного и учебного характера; именно школьный совет в значительной степени определяет школьные учебные программы, выбирает учебники, приглашает на работу преподавателей и администрацию школ, решает вопросы финансового и материального обеспечения школ. В компетенции штата остается определение учебных стандартов и уровня академической успеваемости. Федеральный центр, через министерство образования, занимается, главным образом, вопросом равного доступа к образованию. |