Образование в Германии отличается своей основательностью, продуманностью, вместе с тем определенной иерархичностью, которая может восприниматься довольно неоднозначно. Именно Германия стала страной, в которой сформировался тип современного университета. Современный опыт профессионального образования в Германии считается одним из лучших в мире. Он перенимается не только в Европе, но и за океаном в США. Те принципы, на которых продолжает функционировать современное школьное образование в странах СНГ, в значительной степени были подготовлены в системе образования Германии. Так называемая "прусская школа", со всеми ее достоинствами и недостатками, является типичной для стран СНГ.
Германия является неоднородной в религиозном отношении страной, наиболее широко представлены в стране католицизм и протестантизм, вместе с тем все более заметным становится исламское влияние в стране, религиозная составляющая существенно влияет на сферу образования в Германии. В некоторых школах в отдельных классах этнические немцы составляют меньшинство, что стало одним из результатов многолетней политики мультикультурности, которую проводило немецкое правительство, и в отношении которой в последнее время нарастает скепсис. Этот скепсис прежде всего обусловлен тем, что в стране образуются замкнутые национальные группы, которые проявляют несостоятельность интегрироваться в немецкое общество, и в частности в систему образования Германии.
Вместе с тем Германия остается открытой европейской страной, готовой принять высокообразованных специалистов различных отраслей или подготовить специалистов в собственных учебных заведениях.
Значительная роль в организации и управлении образованием в Германии принадлежит правительствам федеральных земель. В стране насчитывается 16 федеральных земель. Западные и северные земли страны есть более богатыми и развитыми. Восточные земли, которые ранее входили в состав социалистической ГДР, считаются менее развитыми, а развитие отдельных районов восточных земель носит депрессивный характер.
Образовательная система в Германии:
1. Дошкольное образование в Германии есть довольно неординарным. Перед детским садом не ставят задач подменять школу, обучая детей читать и писать. Главная задача детского сада заключается в социализации ребенка, т.е. учреждение должно помочь ребенку приспособиться к обществу, в котором ему придется жить. Такая социализация достигается через типичную для Германии практику сочетание детей разного возраста в одной группе, то есть в одной группе детского сада могут быть как дети 2-3 лет, так и дети 5-6 лет. Это позволяет детям, как считают немцы, лучше познавать мир, лучше и быстрее приобретать новые знания, и овладевать необходимыми коммуникативными практиками. Действительно, такие группы способствуют более быстрому развитию ребенка.
2. Школьное образование в Германии отличается своей иерархичностью. Родители с первых лет обучения их детей в начальной школе должны серьезно задумываться над ближайшей их перспективой. Иерархический характер школьного образования в Германии заставляет родителей немецких школьников уже на уровне начальной школы прилагать значительные усилия, с тем, чтобы ребенок после завершения четвертого года обучения в начальной школе попал в то среднее учебное заведение, которое в перспективе откроет путь к желанному образованию после школы. Для стран СНГ такая ситуация является не типичной, поскольку любая средняя школа, формально открывает равные возможности для ее выпускников. Ученик школы в Германии уже в возрасте около 10 лет, как правило, определен с его будущей сферой или направлением деятельности. Если ребенок не попадает в десять лет в гимназию, то его шансы в будущем поступить в университет становятся минимальными, и его ждет после завершения средней школы профессиональное, неуниверситетское, образование. Сами немцы гордятся такой системой. Считая ее сбалансированной и рациональной.
3. Высшее образование в Германии.