Система образования в Швеции в полной мере выражает характер шведской ментальности. Шведы культивируют дух терпимости и толерантности в обществе, и такое культивирование начинается с семьи, детского сада и начальной школы.
Педагогическая система образования в Швеции ориентируется на выявление потенциала ученика. Лозунг шведов при получении образования можно сформулировать следующим образом: ты (ученик, студент) можешь всё! Иногда возникает впечатление, что шведы это воспринимают буквально. Кое-где стороннему наблюдателю даже кажется, что ученические и студенческие права являются чрезмерными, и реализуются частично за счет ограничения прав учителей и педагогов. Такое впечатление может сложиться особенно у того, кто привык к системе, в которой учитель безусловно доминирует над учеником. Система образования в Швеции реализует такую модель, в которой ученик и учитель скорее выступают партнерами, возможно оппонентами. Проблема иногда возникает на уровне понимания такого партнерства, особенно со стороны ученика. Не всегда ребенок может адекватно вести себя при такой модели, однако шведы хотят реализовывать именно такую модель образования и воспитания. И такая модель партнерства присуща как самой системе образования, так и воспитанию в семье.
Подавляющее большинство учебных заведений в Швеции являются государственными. Системой образования в стране занимается профильное министерство. Дошкольное обучение является платным. Среднее образование является обязательным и бесплатным. Высшее образование в Швеции получает значительная часть выпускников средней школы, она является бесплатной для граждан Швеции и Европейского Союза.
Основной язык обучения в образовательном учреждении страны – шведский язык, вместе с тем почти все шведы достаточно хорошо владеют английским языком. В языковом вопросе шведы традиционно выявляют терпимость и толерантность. Вместе с тем шведский язык можно изучать в стране на различных бесплатных курсах, действующих при учебных заведениях, в частности при университетах.
В последнее время все более серьезное беспокойство в центральной и местной власти вызывают вопросы школьного образования детей из неблагополучных иммигрантских районов крупных городов Швеции. Серьезной проблемой является высокий уровень безработных среди выпускников школ, не получивших должного высшего образования. Каждый четвертый швед в возрасте до 25 лет является безработным. Государственная социальная помощь позволяет более или менее прилично существовать молодым безработным шведам. Часто причиной безработицы становится безрассудный выбор направления образования после школы, который не востребован на рынке труда. Шведское правительство способствует переобучению молодых людей в так называемых открытых университетах.
Государство заботится о финансовом достатке семьи. На каждого ребенка до совершеннолетия государство выдает 110 евро в месяц.
Система образования в Швеции:
1. Дошкольное образование в Швеции
Дети могут посещать детский сад с раннего возраста. Существует плата за посещение детского сада, однако плату не платят родители-студенты и неработающие родители. Те родители, которые не оплачивают детский сад, имеют право оставлять своих детей в садике только на определенное количество часов в день. Дошкольное образование в Швеции делает упор не столько на подготовке детей к школе, сколько на физическом и духовном развитии ребенка. Много времени в детском саду дети проводят на свежем воздухе. Плохая погода не является основанием не находиться на свежем воздухе. Дети гуляют вне помещения даже во время дождя. Иногда практикуется сон на свежем воздухе. Воспитателями в детском саду, кроме женщин, работают также и мужчины. С шести лет дети имеют право посещать подготовительный класс в школе.
2. Школьное образование в Швеции имеет несколько ступеней. Существует обязательное школьное образование до девятого класса. Государство следит за тем, чтобы дети посещали школу. В случае пропусков занятий власти могут принудительно доставлять детей в школу на занятия. Ученики играют заметную роль в функционировании школы. Значительную роль играет Ученический Совет, представители которого имеют также право голоса при решении кадровых вопросов педагогического коллектива. В случае несогласия большинства учащихся класса с подходами к преподаванию того или иного учителя, он может быть заменен другим преподавателем или отстранен от работы.
3 . Высшее образование в Швеции